Обзор от покупателя на Руль Thrustmaster T300 Ferrari GTE, PS4/PS3, (4160609)

22.10.2020 от admin Выкл

Обзор на руль Thrustmaster T300 Ferrari GTE включает в себя описание и фото комплекта поставки товара, процесс установки и подключения руля к персональному компьютеру, особенности поведения в двух автосимуляторах и общие впечатления от приобретенного товара.

Вот так выглядит комплект поставки руля без коробки (педали в упаковке из пленки):

В комплект входят: рулевое колесо, рулевая база с USB-кабелем (в узком смысле слова она и называется рулем), блок из двух педалей, кабель питания, пластиковая опора, струбцина для опоры, бумажная инструкция. Все это упаковано в картонную коробку. Фото педалей и крепления отдельно:

Фото коробки:

Размеры коробки (длина/высота/глубина), мм: 430/300/330. Коробка без ручки для транспортировки, комплект весьма тяжелый (примерно 6…7 кг), поэтому ручку пришлось мастерить из скотча в пункте выдачи товара. В коробке ниже всего расположены педали, выше них, через картонную прокладку, — рулевая база, на самом верху — рулевое колесо, также через прокладку. Кроме того, колесо, база и педали упакованы в индивидуальные антистатические пакеты.

Теперь о процессе сборки и установки руля. Рулевое колесо (“баранка”) подсоединяется к рулевой базе через разъем, напоминающий PS/2. Для правильной ориентации колеса разъем помещен в крестообразный слот:

Закрепляется “баранка” на базе при помощи накидной гайки, а фиксируется при помощи обычного винта в этой гайке:

Будьте внимательны и надежно затяните и гайку и винт, т. к. в противном случае колесо со временем открутится!

Педальный блок подключается к базе с помощью разъема, напоминающего телефонный. Кабель питания имеет весьма нестандартный разъем и также подключается к базе. Кабель подсоединяется со значительным усилием, поэтому убедитесь, что он действительно вставлен до конца!

Рулевая база крепится к столу (в моем случае) или к кокпиту с помощью пластиковой опоры и струбцины, которая вставляется в опору снизу и заворачивается через нее в отверстие в базе:

На самой рулевой базе предусмотрен выступ для упора в стол. Руль весьма надежно фиксируется и не смещается даже при самом резком выворачивании руля. Разумеется, не нужно чрезмерно прижимать опору к базе, все-таки она пластиковая и может треснуть.

Собранный вышеописанным образом руль подключается при помощи неразъемного USB-кабеля к ПК или игровой консоли. Длина кабеля подключения – 2 м. Плюс я еще использую USB-удлинитель на 1,8 м. Кабель питания подключать к сети необходимо при каждом подключении, т. к. без дополнительного питания руль не определится операционной системой. Для корректного опознания руля на вашем ПК необходимо перевести переключатель режимов работы в “PS3” (в “PS4” для консоли), установить драйвер, который можно скачать на официальном сайте thrustmaster.com в разделе “Поддержка” для модели руля T300 GTE Wheel. Там же можно скачать инструкцию по эксплуатации в электронном виде и “свежую” прошивку для рулевой базы. В процессе установки драйвера вас попросят отключить и снова подключить руль к ПК, и далее, по завершении установки, перезагрузить компьютер. После перезагрузки ПК я рекомендую зайти в “Конфигурацию системы” и отключить службу Thrustmaster Device Installer Manager, т. к. для работы устройства она вовсе не обязательна.

Перейдем теперь к конфигурации руля в операционной системе. Зайти в настройки руля можно либо через ярлык Control Panel, который появится после установки драйвера, либо через “Устройства и принтеры” в панели управления ОС. Настройки руля разделены по трем вкладкам:

Опишу те настройки, которые нужны для изменения работы руля. Угол поворота руля указан от крайнего левого положения до крайнего правого. Его можно регулировать как здесь, в “панели управления”, так и в самой игре (если игра является симулятором). Педали могут работать как по отдельности (для каждой педали выделена своя ось) так и вместе (все педали работают на одной оси); для некоторых игр совместный режим может оказаться единственным, при котором педали опознаются этими играми. Обновление прошивки руля может исправить некоторые проблемы, прежде всего совместимости, в отдельных играх. В моем случае руль корректно работает на заводской прошивке. Во вкладке “Настройка силы” регулируется как общая сила обратной связи на руле (“Суммарная сила”), так и ее ее отдельные составляющие. Есть весьма распространенное мнение среди симрейсеров, что силу рессор и силу амортизаторов нужно снижать до “0”, дабы не вносить “помехи” в чистый отклик от колес автомобиля. Тут все сугубо индивидуально. К тому же настройки обратной связи все равно приходится подстраивать в каждой отдельной игре, поэтому в драйвере у меня все оставлено по умолчанию. Касательно суммарной силы обратной связи: нужно понимать, что чем выше ее значение, тем больше нагрузка на электромотор, блок питания и другие элементы руля, а это, разумеется, сказывается на их износе. А теперь о том, что в явном виде не представлено в этой “Панели управления”. Нет ручной калибровки руля. При каждом подключении к ПК руль автоматически калибруется. Но! У моего экземпляра изначально был немного (на 0,4%) сбит центр и автоматическая калибровка никак это не исправляла. Нет возможности переназначить кнопки на руле или привязать их к клавишам на клавиатуре. И, увы, не в каждой игре можно назначить желаемую кнопку на желаемое действие.

Читайте также  Обзор от покупателя на Карта памяти Kingston Canvas React microSDXC 64Gb UHS-I U3 V30 A1 + ADP (100/80 Mb/s)

Теперь перейдем к устройству рулевого колеса и кнопкам на базе:

Весь комплекс рулевого колеса является быстросъемным и может быть заменен на другие “баранки” от Thrustmaster. Комплектная “баранка” круглая, не “приплюснута” ни сверху ни снизу, имеет диаметр 28 см; несмотря на небольшой (относительно рулей на настоящих авто) диаметр она обладает реально ощущаемой массой; рулевая поверхность полностью прорезинена; руки от нее у меня совершенно не потеют, не пачкаются; держать и делать перехваты очень удобно. Подрулевые лепестки металлические, расположены весьма удачно, имеют четкое срабатывание при нажатии, вращаются вместе с “баранкой”. Красные и синие кнопки на руле можно без проблем переназначать в играх на любое действие, нажатия “крестовины” в Project Cars 2 можно переназначить, например, на направления взгляда, в Assetto Corsa – нет. Логотип “феррари” по центру кнопкой не является. Переключатель внизу справа – трехпозиционный, без фиксации в крайних положениях (фактически, двухпозиционный). В “Панели управления” ему соответствуют кнопки 7, 13 и 8. Центральная рулевая пластина – металлическая, расположенное за ней основание с кнопками (как и сами кнопки) – пластиковые. Кнопки на базе L3 и R3 также легко переназначаются в играх, кнопка MODE – служебная, светодиод слева от нее при подключении в сеть горит красным, при изменении режимов работы руля – мигает зеленым.

Теперь некоторые режимы работы, которые можно менять с помощью комбинаций клавиш на руле (некоторые прямо во время игры):

1. Изменение угла поворота руля: MODE + нажатие крестовины влево/вправо. Настройка сбрасывается при выходе из игры.

2. Включение автоматического/ручного режима работы вентилятора в рулевой базе: MODE + кнопка 8 вправо. Если индикатор на базе мигнул один раз – режим автоматический (работа в зависимости от температуры электродвигателя), если два – ручной (вентилятор всегда включен).

3. Изменение центрального положения “баранки” (ручная калибровка): руль необходимо переподключить к ПК, затем выставить угол поворота в 1080 град., затем повернуть в крайние правое и левое положения, далее выставить руль в идеальное положение по центру, нажать MODE + правый подрулевой лепесток + Scroll; новое центральное положение запишется в прошивку.

Читайте также  Обзор от покупателя на Электросамокат Cactus CS-ESCOOTER-X1 4000mAh черный

Теперь о рулевой базе. В основу базы положен бесщеточный электродвигатель с двойным ременным приводом. Угол поворота руля считывается датчиком Холла, установленным на оси электромотора. Сбоку электромотор охлаждается 60-мм вентилятором. Блок питания располагается в левой части базы. Внутри базы есть коннектор для подключения фирменного ручного тормоза от Thrustmaster (увы, не выведен наружу). В задней части базы, рядом с разъемами для кабеля питания и педалей, есть разъем для подключения коробки передач (тоже фирменная, приобретается отдельно). Корпус базы полностью пластиковый. Внизу, помимо отверстия с резьбой для струбцины, есть два отверстия для дополнительного крепления базы к кокпиту. Накидная гайка тоже пластиковая.

Педальный блок полностью пластиковый за исключением накладных металлических пластин на педали. Пластины можно регулировать по горизонтали и вертикали. Ничего конкретного о работе педалей сказать не могу, т. к. эксплуатирую базу Т300 с педалями и коробкой передач от другого руля – G27.

Теперь о работе руля в автосимуляторах Project Cars 2 и Assetto Corsa (на ПК). Проблем с определением руля в них нет. Для неискушенных пользователей вполне можно оставить все настройки обратной связи и привязку кнопок по умолчанию, благо в обеих играх есть пресеты для Т300. Также нет проблем с совместным подключением и эксплуатацией Thrustmaster Т300 (без педалей) и Logitech G27. Нужно отметить разницу в реализации обратной связи в этих играх. К работе и качеству изготовления самого руля это, разумеется, отношения не имеет, но ощущения от вождения, даже после настройки forcefeedback “под себя” в каждой игре, все же отличаются. Мне очевидна разница в отклике на поверхность дорожного полотна: в AC вибрация на руле от микронеровностей асфальта отчетливо ощущается и легко настраивается, в PC2 – ее исчезающе мало, зато руль резко реагирует на кочки и “вздутия” асфальта. (Это, разумеется, при настройках Т300 в “панели управления” по умолчанию и настройках FFB в играх не сильно отличающихся от предустановленных.) В PC2 долго не мог определиться какой фильтр обратной связи лучше использовать: “с эффектом погружения” или “информативный”. Пока остановился на первом с небольшим уменьшением общей силы FFB. В AC пресет для Т300 по умолчанию перенастраивать почти не пришлось.

Сравнивая руль Т300 и G27, поговорим сначала о преимуществах руля от Thrustmaster. Главным преимуществом, ради которой он, собственно, и покупался на смену предыдущему, является механизм и реализация обратной связи. Двухременной привод Т300 работает заметно плавнее шестеренчатого на G27: при желании можно полностью избавиться от вибраций и сильных дерганий “баранки”, руль при этом будет перекладываться в обе стороны намного быстрее и легче. Для этого силу обратной связи нужно сильно ослабить, но и при этом некоторое ощущение от автомобиля и трассы на руле все же останется. На G27, чтобы получить такой легкий руль, приходилось ослаблять FFB еще больше, почти совсем отключая ее. Для того, чтобы получить больше информации при вождении, силу обратной связи нужно увеличивать, но до определенного предела, после которого полезной информации не только больше не становится, но просто возрастает усилие на руле и усиливается нагрузка на руки, а эффекты FFB даже пропадают. Так вот при примерно равном объеме этой “полезной” информации привод Т300 и показывает свое преимущество относительно G27: паразитные вибрации и биения почти отсутствуют, усилие при вращении руля меньше, что позволяет быстрее и точнее задавать траекторию движения авто, руки меньше устают и (теоретически) меньше нагрузка на механизмы руля, что меньше расходует их ресурс. Но! При сравнении этих двух рулей не все упирается в обратную связь. Во-первых, G27 можно настроить в каждой конкретной игре так, чтобы он выдавал весьма неплохой фидбек. Да, на это нужно больше времени, да, скорее всего, он все равно окажется не таким детальным как у Т300… Но, во-вторых, в комплекте к Т300 не прилагается коробка передач, а комплектный педальный блок заметно хуже логитековского. И дело не только в отсутствии педали сцепления у Т300 в версии Ferrari GTE – его блок легче и менее устойчив, поэтому без жесткой фиксации на полу его эксплуатация сомнительна. И остается вопрос с надежностью и долговечностью каждого составного элемента манипулятора. Тут я и перехожу к недостаткам Т300.

Читайте также  Обзор от покупателя на Беспроводная гарнитура Jabra Talk 15

Начнем с тех, что были выявлены и устранены мною уже в процессе эксплуатации. “Баранку” с первого раза не удалось надежно затянуть и зафиксировать – через некоторое время она открутилась, не помог даже фиксирующий винт. Причем это проявилось не в физическом “отвале” ее от базы, а в самопроизвольном срабатывании кнопок на руле так, что поначалу появились сомнения в исправности руля. Так что затягивать и гайку и винт нужно сильно! Про немного сбитый центр руля и его исправление я уже писал выше. Информации о комбинациях кнопок на руле в инструкции и на странице товара на сайте thrustmaster я не нашел, пришлось идти на симрейсерские форумы в “сети”.

А теперь о тех недостатках, которые не устраняются совсем или только с потерей гарантии. Внутри руля, через некоторое время после работы, со стороны блока питания в базе начинает что-то весьма неприятно гудеть. Звук сильно напоминает гул мощного трансформатора. Причем он может со временем даже усиливаться. Поначалу было подозрение, что так гудит вентилятор системы охлаждения. Но теперь, после того как я разобрался с комбинациями кнопок, звук включения и работы вентилятора еле различим на фоне этого гула. В принципе, во время игры даже не в наушниках, гул незаметен, но после выхода из нее он никуда не пропадает и спустя некоторое время. Не пропадает он даже при выключении компьютера и повторном его включении через некоторое время; достаточно даже подключить только руль к сети (без включения ПК) и гул из него возобновляется. Пропадает он только по прошествии длительного отрезка времени, когда, видимо, блок питания достаточно охладится. Теперь о расположении датчика Холла на одной оси (в непосредственной близости от) с электродвигателем. Согласно отзывам других владельцев рулей семейства Т300, этот узел самый ненадежный и выходит из строя в первую очередь (из-за нагрева от мотора). Поэтому настоятельно рекомендую включать вентилятор охлаждения в ручном режиме. Кроме того, при достижении электродвигателем определенной температуры сила FFB начинает снижаться. Так что не перебарщивайте с силой обратной связи в драйвере и игре! Хотя бы даже из общих соображений по продлению ресурса блока питания, электродвигателя, ремней и т. д. Ну и не забываем про обилие пластиковых, а не металлических, деталей в конструкции.

В итоге руль Thrustmaster T300 Ferrari GTE оставляет неоднозначное впечатление: в плюсах отличная обратная связь, весьма удобное рулевое колесо, возможность собрать на его основе полный симрейсерский комплект (КПП, приличные педали + ручник); в минусах неприятный гул, вопросы по надежности (плюс короткий срок гарантии), малополезные педали и высокая цена.