10 лучших трансмиссионных масел — Рейтинг 2020 года (Топ 10)

24.10.2020 от admin Выкл

Как смажешь – так и поедешь

Категории:

  1. Лучшие трансмиссионные масла API GL-4

  2. Лучшие трансмиссионные масла API GL-5

  3. Лучшие трансмиссионные масла API GL-4/5

  4. Лучшие масла ATF

Тема нашего сегодняшнего рейтинга — лучшие трансмиссионные масла, продаваемые в настоящее время в РФ. Условия работы автомобильной трансмиссии легкими не назвать: если в двигателе нагруженные узлы смазываются под давлением, а сами пары трения в этом случае имеют приличную площадь, то пятно контакта шестерен коробки передач очень мало, а смазка там по сути подается по принципу «сколько набрызгало и сколько не стекло». А рост скоростей вкупе с ужесточением требований к расходу топлива (то есть в том числе и к потерям в трансмиссии) увеличил масштабы проблемы еще сильнее – масла потребовались еще и маловязкие, которые сами по себе обеспечивают меньшую прочность пленки в парах трения, то есть им требовались все большие и большие противоизносные и противозадирные свойства.

Отдельный класс трансмиссионных масел – масла для автоматических коробок передач: в них вязкость наиболее критична, поскольку масло одновременно используется и для передачи мощности в гидротрансформаторе, и в управляющей гидравлике, и в нем же «купаются» тормозные механизмы АКПП. То есть в них и антифрикционные свойства должны быть не «чем больше – тем лучше», а строго нормированными.

Так что выбирать трансмиссионное масло нужно отнюдь не только по критериям «жидкое-густое» или «синтетика-минералка». И мы традиционно начинаем разбираться с тем, что сейчас лежит на прилавках автомагазинов. Для механических коробок передач мы для справедливости сравнения возьмем масла одного класса вязкости – SAE 75W-90, который можно считать наиболее универсальным по применимости. Более того, такие масла вполне работоспособны и в коробках передач, где предписано использование маловязких масел SAE 75W-80 (например, трансмиссии легковых Renault): не будем забывать, что снижают высокотемпературную вязкость масел в первую очередь в угоду экологам, гонясь за процентами снижения расхода горючего, в то время как сами трансмиссии зачастую остаются конструктивно неизменными еще со времен массового применения «девяностого» масла.

Рейтинг лучших трансмиссионных масел

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие трансмиссионные масла API GL-4 1 Castrol Syntrans Multivehicle 75W-90 9.9 / 10

848

2 MOBIL Mobilube 1 SHC 75W-90 9.8 / 10

854

Лучшие трансмиссионные масла API GL-5 1 LIQUI MOLY Vollsynthetisches Getriebeoil GL-5 75W-90 9.7 / 10

1 330

2 ЛУКОЙЛ ТМ-5 75W-90 9.5 / 10

375

Лучшие трансмиссионные масла API GL-4/5 1 Motul GEAR 300 75W-90 9.7 / 10

1 400

2 Castrol Syntrax Universal Plus 75W-90 9.6 / 10

930

3 SHELL Spirax S5 ATE 75W-90 9.5 / 10

931

4 LIQUI MOLY Hochleistungs-Getriebeoil 75W-90 9.0 / 10

1 240

Лучшие масла ATF 1 TOTAL Fluide XLD FE 9.9 / 10

583

2 Castrol Transmax Dexron VI Mercon LV 9.8 / 10

670

Лучшие трансмиссионные масла API GL-4

Castrol Syntrans Multivehicle 75W-90

Цена: 848 ₽

(1 л)

Среднестатистическому автовладельцу понятия наподобие «нагрузка сваривания» или «индекс вязкости» – как китайская грамота. А вот то, как ведет себя трансмиссионное масло на холоде, прочувствовать может каждый, и линейка синтетических масел Syntrans недаром традиционно выходит в лидеры тестов именно по реальным низкотемпературным свойствам. Масло, получившее допуски Ford WSD-M2C200-C и MB-Approval 235.72, имеет очень низкую температуру застывания, что позволяет однозначно рекомендовать его для северных регионов. При этом масло одновременно имеет и отличный пакет противоизносных и противозадирных присадок, а добиться их баланса не так легко: дело в том, что противоизносные присадки работают в масляном слое, а противозадирным, наоборот, нужен уже переход практически в сухое трение при продавливании этой самой пленки. Конечно, есть в продаже масла, способные по каким-то характеристикам обойти Castrol (будут «жиже» зимой или гуще при высоких температурах, будут лучше защищать от износа при критической нагрузке и так далее), но по совокупности свойств именно Castrol мы, пожалуй, отдадим первое место в рейтинге лучших трансмиссионных масел.

Основные плюсы:

  • Очень низкая температура застывания
  • Хорошие противоизносные и противозадирные свойства
  • Легкость переключения передач

Минусы:

  • Высокотемпературная вязкость на нижней границе заявленного класса по SAE – при большом пробеге, на жаре, при высоких нагрузках на трансмиссию уровень шума может увеличиться по сравнению с более густыми маслами

9.9 / 10

Зимой никаких проблем, коробку на нейтрали не ведет, скорости включаются четко.

MOBIL Mobilube 1 SHC 75W-90

Цена: 854 ₽

(1 л)

Начнем с трибологии – или, простыми словами, с защитных свойств масла. Тут оно идет голова в голову с Castrol, а по индексу задира уже приближается к Motul Gear 300, попавшему из-за «двойной» сертификации в другой раздел рейтинга лучших трансмиссионных масел. Так что с учетом практически одинаковой цены в плане защиты коробки от износа оба масла можно считать равными конкурентами.

А вот вязкость у этих масел различается прилично – она у Mobil заметно ниже в диапазоне, который можно условно считать «рабочим», выравниваются они уже только при условном «экстриме». Уже на свежем масле шумность коробки передач может быть ощутимо разной при сравнении двух масел «лоб в лоб», а по мере старения масла (которое «ходит» годами, как ни крути) разрыв неизбежно увеличится, тем более что и зазоры в зацеплении шестерен и в подшипниках будут расти за это время. Низкотемпературные же свойства у Mobil ведут себя похоже, просто «отзеркаленно» – чем холоднее, тем более близка вязкость у обоих масел, хотя у Mobil она изначально ниже. В результате и по температуре застывания Castrol побеждает. Собирая «все в кучу» и учитывая одинаковый порядок цен, мы дадим Mobil второе место – но с минимальным разрывом в баллах.

Основные плюсы:

  • Отличная защита от износа и повреждения при критических нагрузках
  • Быстрое распространение по парам трения после начала движения до полного прогрева
  • Четкость работы синхронизаторов

Минусы:

  • Высокотемпературная вязкость маловата для этого класса, хотя и в пределах стандарта

9.8 / 10

По сравнению с заводским «Эльфом» 75W-80 коробка стала тише, а переключается не хуже. Зимой тоже все нормально.

Читайте также  5 лучших аккумуляторных ножниц — Рейтинг 2020 года (Топ 5)

Лучшие трансмиссионные масла API GL-5

LIQUI MOLY Vollsynthetisches Getriebeoil GL-5 75W-90

Цена: 1 330 ₽

(1 л)

Надпись «универсальное» на этикетке оставим на совести маркетологов: трансмиссионное масло, сертифицированное только по GL-5, в синхронизированные коробки передач лить не стоит. Зато, судя по наличию соответствия армейскому стандарту MIL-L 2105 C/2105 D, очень даже можно заливать в дифференциалы повышенного трения. Масло достаточно вязкое при высоких температурах и имеет к тому же отличные низкотемпературные свойства – даже одна только заявленная температура застывания в -60 градусов чего стоит.

Так что для высоконагруженных мостов, особенно часто эксплуатируемых при низких температурах (не зря же здесь появилась «натовская» сертификация), это масло мы рекомендовать можем однозначно – ну, а с высокой ценой неизбежно придется примириться. Отдельный плюс – подчеркнутая производителем возможность использования после минеральных масел без промывки редуктора.

Основные плюсы:

  • Отличные низкотемпературные свойства
  • Высокая степень защиты от износа

Минусы:

  • Высокая цена

9.7 / 10

Использую в обоих мостах, на оффроуде машине достается прилично – но именно по работе масла нареканий нет.

ЛУКОЙЛ ТМ-5 75W-90

Цена: 375 ₽

(1 л)

А вот внезапно и настоящее «антикризисное предложение». Казалось бы, что может быть интересного в недорогой отечественной полусинтетике (которая, тем не менее, соответствует «вражескому» военному стандарту MIL-L-2105D)? А вот лабораторный анализ действительно приятно удивляет. Во-первых, в основе масла обнаруживается гидрокрекинговая «база», которую часто и весьма именитые производители любят называть «синтетикой» (хотя формально продукт переработки нефти действительно скорее «полусинтетика»), к тому же с явными добавками эстеров.

Во-вторых, у масла отличные противозадирные свойства (серы не пожалели), да и противоизносных присадок на основе фосфора у масла хватает. В результате мы получаем недорогое, но при этом прекрасно работающее трансмиссионное масло для гипоидных передач – разве что по низкотемпературным свойствам оно подкачало, застывая при -44 градусах. Но за эти деньги такая температура застывания и не лучшая стабильность вязкости для SAE 75W-90 простительны, зато и шуметь мосты будут меньше – а, если учесть, что недорогие масла часто покупают как раз для машин с пробегом, и вязкость «в тему».

Основные плюсы:

  • Доступная цена
  • Высокие защитные свойства

Минусы:

  • Вязкость при низких температурах высоковата

9.5 / 10

Не знаю, что было залито до меня, но мост реально начал меньше выть.

Лучшие трансмиссионные масла API GL-4/5

Motul GEAR 300 75W-90

Цена: 1 400 ₽

(1 л)

Motul тут в своем амплуа: традиционно дороговато и с «выпячиванием» одних характеристик с некоторыми жертвами в других. Конкретно у этого масла великолепный комплекс защитных свойств, чего и ждешь от GL-4/5: и по критической нагрузке (то есть той, при которой на испытательном стенде происходит разрушение масляной пленки), и по индексу задира и нагрузке сваривания Motul Gear 300 можно определенно назвать одним из лучших в своем классе. То есть, если Вы свою машину эксплуатируете в жестком режиме (высокие скорости, офф-роуд, частая езда с прицепом и так далее), то присмотреться к нему смысл определенно есть – конечно, если машину не планируется продать через год-два. Кстати, масло заодно соответствует и «армейскому» стандарту MIL-L-2105D.

Однако вязкость при высоких температурах у этого масла откровенно мала для своего класса SAE (что для эстерового масла необычно). Следовательно, и механические шумы у коробки передач высокими, особенно на задней скорости, которая часто делается прямозубой. Низкотемпературная вязкость тоже ниже – зимой это в плюс. Для нового автомобиля, эксплуатируемого часто, не в лучших условиях и преимущественно на холоде, такая покупка может быть интересной, но на жаре уже возможны подтекания сальников (особенно если им уже не первый год), а лить на асфальт недешевое масло не хочется. Однако же это масло по защите трансмиссии действительно обходит большинство конкурентов, как с заявленным классом качества GL-4, так и с GL-4/5, так что в рамках этого раздела рейтинга мы ему отдаем первое место: трансмиссионное масло Motul действительно можно назвать «четыре-пятым».

Основные плюсы:

  • Отличные вязкостные свойства на холоде
  • Очень хорошая защита трансмиссии от износа

Минусы:

  • Низкая для SAE 75W-90 высокотемпературная вязкость
  • Высокая цена

9.7 / 10

Зимой ведет себя отлично, летом заметны отпотевания, но в пределах разумного.

Читайте также  10 лучших смартфонов до 20000 рублей — Рейтинг 2020 года (Топ 10)

Castrol Syntrax Universal Plus 75W-90

Цена: 930 ₽

(1 л)

Помните, что мы писали чуть выше о дисбалансе противоизносных и противозадирных характеристик, говоря о Castrol Syntrans Multivehicle? Вот как раз у Syntrax Universal Plus он и заметен, что неудивительно: масло сертифицировалось как соответствующее одновременно требованиям и GL-4, и GL-5, соответственно, ему нужно было иметь и высокие противозадирные свойства, но при этом и обходиться без присадок, несовместимых с цветными металлами (из-за которых масла GL-5 и несовместимы с большинством синхронизированных коробок передач). В результате у масла вышел ощутимый перекос в сторону защиты от высоких нагрузок – но вот при нормальных условиях степень защиты от износа у этого трансмиссионного масла не лучшая, если верить трибологическим испытаниям. Хотя по факту в этом ничего «криминального» нет – это не значит, что шестерни сотрутся сразу же, разница в реальной эксплуатации если и может быть заметна, то при очень больших пробегах. В конце концов, это масло смогло получить допуски MAN, ZF и Eaton (причем последний – для интервала замены в 300000 км).

Низкотемпературные свойства у масла отличные: масло на холоде густовато, но в пределах нормы, температура застывания – ниже положенных по стандарту -45 градусов. Высокотемпературная вязкость могла бы быть и больше – очевидно, некоторое снижение противоизносных свойств и вызвано как раз «жидковатостью» (соответственно, и снижением прочности масляной пленки).

Основные плюсы:

  • Высокие противозадирные свойства
  • Длительный срок службы
  • Хорошие низкотемпературные свойства

Минусы:

  • Некоторый «недобор» по вязкости при повышенных температурах

9.6 / 10

Как залил, так и езжу – не течет, все переключается и зимой, и летом, что еще хотеть?

SHELL Spirax S5 ATE 75W-90

Цена: 931 ₽

(1 л)

Продолжает наш рейтинг трансмиссионное масло SHELL Spirax S5 ATE 75W-90. Громких заявлений у производителя хватает: оно и «премиальное», и «для спортивных автомобилей» (есть даже допуск Ferrari). Но и здесь стремление «сесть на два стула», то есть вписаться одновременно и в GL-4, и в GL-5, вышло не лучшим образом по факту.

По трибологическим характеристикам у масла тот же перекос в сторону экстремальных нагрузок, что и у Castrol (но по индексу задира и нагрузке сваривания Castrol все-таки несколько лучше), и ожидаемо потеря в противозадирных свойствах дала небольшой выигрыш по диаметру пятна износа в сравнении с тем же «Кастролом». Но это все в пределах «плюс-минус», по факту масла мы можем в плане защиты коробки передач назвать идентичными.

Высокотемпературная вязкость в диапазоне от 40 до 100 градусов у «Шелла» еще ниже, чем у «Кастрола», выравниваются они уже при 120-150 градусах – для высокооборотных трансмиссий и с точки зрения экономии топлива это лучше, но и риск подтекания выше, и уровень шумов тоже. Соответственно «жиже» масло и при низких температурах, температура застывания же у обоих масел сопоставима. Для «среднего» автовладельца, пожалуй, Castrol все-таки будет интереснее, Shell же, действительно, оставим любителям «погонять» – хотя им уже есть смысл потратить деньги на такой же «жидкий» Motul Gear 300, который по защитным свойствам лучше.

Основные плюсы:

  • Снижение расхода топлива
  • Быстро распределяется по коробке передач после запуска, хорошо проникает в зазоры

Минусы:

  • Шумность изношенных (или изначально имеющих повышенные зазоры в зацеплении) трансмиссий

9.5 / 10

Предпочел маловязкое трансмиссионное масло с учетом стиля вождения – опять-таки, и зимой коробке полегче.

LIQUI MOLY Hochleistungs-Getriebeoil 75W-90

Цена: 1 240 ₽

(1 л)

«Высокопроизводительное» (ох уж эти маркетологи) трансмиссионное масло от Liqui Moly, успевшее обзавестись допусками ZF, Ford и VW, стоит дороговато – и что нам предлагают за эти деньги? В первую очередь отметим, что в положенный порог температуры застывания в -45 градусов масло по испытаниям укладывается без проблем, заявлены и вовсе -60. По вязкости при низких температурах в контрольных точках (-30, -20, -10, 0 градусов) масло в целом сопоставимо с «Шеллом» – а вот при плюсовых температурах даже более жидкое, фактически на уровне «Мотюля». Но вот сравниться по защитным свойствам не то что с «Мотюлем», а и с прочими участниками рейтинга оно не может – ниже и индекс задира, и нагрузка сваривания. А ведь стоит Liqui Moly немногим менее, чем более удачный Motul: в итоге любитель «погонять» предпочтет добавить пару сотен за литр, а любитель сэкономить выберет более доступные масла, которые защитят трансмиссию ничуть не хуже. По результату трансмиссионное масло получается хоть и интересным в чем-то, но совершенно не привлекающим на фоне конкурентов, с какой точки зрения ни смотри.

Основные плюсы:

  • Очень хорошие низкотемпературные свойства
  • Экономия топлива

Минусы:

  • При высокой цене – ничем не выделяющиеся защитные свойства

9.0 / 10

Моторные масла использую этой же марки, так что и в коробку решил залить. Вполне нравится.

Читайте также  9 лучших самогонных аппаратов — Рейтинг 2020 года (Топ 9)

Лучшие масла ATF

TOTAL Fluide XLD FE

Цена: 583 ₽

(1 л)

На рынке «неоригинальных» масел ATF хорошо видно разделение на «европейские» (то есть имеющие допуски европейских производителей автоматических коробок, в первую очередь ZF) и «азиатские» (с допусками японских и корейских компаний). А вот французы выпустили на рынок универсальное масло, перечень допусков у которого подобен кителю Брежнева – оно может использоваться в автомобилях японского, корейского, европейского и американского производства. Низкая температура застывания, приличный индекс вязкости (что означает меньшее ее изменение в широком диапазоне температур) – то, что маслу для автоматической коробки передач как раз и нужно. Более того, по температурно-вязкостной «вилке» Total – это вообще одно из лучших современных «мультимарочных» масел ATF.

Пакет присадок – на основе фосфора и бора, при этом их доля (как и содержание серы) в масле не так и высока – а это указывает на хорошее качество базового масла, которое не приходится «вытягивать» под нужные параметры присадками. Если к этому добавить еще и доступную цену, то неудивительно, что мы просто-таки обязаны отдать первое место Total.

Основные плюсы:

  • Отличная стабильность вязкости
  • Низкая коррозионная активность

Минусы:

  • Для «универсального» ATF по сути отсутствуют

9.9 / 10

Использую вместо оригинального на «Тойоте» уже 30 тысяч км. Коробка работает безо всяких проблем – а вот на старом уже начинались рывки, хотя и пробежала не так много.

Castrol Transmax Dexron VI Mercon LV

Цена: 670 ₽

(1 л)

Второй представитель универсальных ATF в нашем рейтинге – от Castrol. Впрочем, допусков не от азиатских производителей у него всего два – от GM и Ford (те самые Dexron и Mercon), так что это все-таки больше «азиатское» масло. И оно, несмотря на более высокую цену, проигрывает Total по стабильности вязкости – а вот это автоматическая трансмиссия при морозах и больших нагрузках на жаре вполне даст почувствовать. Особенно с учетом того, что измеренная при независимых испытаниях температура застывания в -39 градусов при заявленных производителем -54 выглядит не очень приятно. Если бы мы говорили о масле конкретно для «японцев», свои плюсы бы у Castrol были бы – но, раз уж мы выбрали именно универсальные масла, то за меньшие деньги Total выглядит куда «крепче».

Основные плюсы:

  • Большой перечень допусков японских производителей
  • Хорошая стойкость к вспениванию

Минусы:

  • Не лучший индекс вязкости – соответственно, проигрыш Total на морозе и при повышенных температурах

9.8 / 10

Дешевле оригинала от Subaru, допуск нужный есть, работает по ощущению не хуже – тогда зачем переплачивать?

Какое трансмиссионное масло лучше выбрать?

Для механических коробок передач и ведущих мостов все, в принципе, просто и оговорено общепринятым стандартом API:

Синхронизированные МКПП, в том числе совмещенные с дифференциалом на переднеприводных автомобилях, должны использовать масла класса GL-4.

Для гипоидных редукторов, где нагрузки в пятне контакта значительно выше, нужны специализированные масла с более высокими противозадирными свойствами – GL-5. В то же время коррозионная активность у таких масел выше, чем у GL-4, из-за чего их прямо запрещено использовать в синхронизированных коробках передач, где установлены бронзовые синхронизаторы.

В принципе, этим можно было бы и ограничиться: в коробку передач льем одно специализированное масло, в мост – другое. Но, естественно, появились и универсальные масла, которые обозначают то GL-4+, то GL-4/5, то GL-4/GL-5, а Liqui Moly и вовсе GL-4+ (GL-4/GL-5). По факту такие масла остаются обычными маслами типа GL-4, но с теоретически лучшей защитой при повышенных нагрузках, что позволяет их использовать и в мостах, и в коробках передач. Однако реальные испытания неоднократно показывали, что «универсальные» масла могут по основным трибологическим характеристикам ничем не выделяться на фоне «чистых» GL-4 – в нашем сегодняшнем рейтинге, как Вы видите, оторваться от общего ряда по защите шестерен при высоких нагрузках смог только Motul.

Что же до масел АКПП, то тут все сложно: единой стандартизации как не было, так и нет (даже распространенная классификация Dexron – это, по сути, допуски General Motors), так что совет будет один – или использовать «фирменное», или неоригинальное масло с конкретным допуском (обязательно указываемым в инструкции по эксплуатации автомобиля). Особенно это касается азиатских автомобилей, у которых требования трансмиссий к маслу достаточно специфические, и вдвойне – тех автомобилей, где вместо классической «гидромеханики» стоит вариатор.

В нашем рейтинге мы привели лучшие на сегодняшний день трансмиссионные масла. Найдите среди них своё. Удачных покупок!