Как смажешь – так и поедешь
Категории:
-
Лучшие трансмиссионные масла API GL-4
-
Лучшие трансмиссионные масла API GL-5
-
Лучшие трансмиссионные масла API GL-4/5
-
Лучшие масла ATF
Тема нашего сегодняшнего рейтинга — лучшие трансмиссионные масла, продаваемые в настоящее время в РФ. Условия работы автомобильной трансмиссии легкими не назвать: если в двигателе нагруженные узлы смазываются под давлением, а сами пары трения в этом случае имеют приличную площадь, то пятно контакта шестерен коробки передач очень мало, а смазка там по сути подается по принципу «сколько набрызгало и сколько не стекло». А рост скоростей вкупе с ужесточением требований к расходу топлива (то есть в том числе и к потерям в трансмиссии) увеличил масштабы проблемы еще сильнее – масла потребовались еще и маловязкие, которые сами по себе обеспечивают меньшую прочность пленки в парах трения, то есть им требовались все большие и большие противоизносные и противозадирные свойства.
Отдельный класс трансмиссионных масел – масла для автоматических коробок передач: в них вязкость наиболее критична, поскольку масло одновременно используется и для передачи мощности в гидротрансформаторе, и в управляющей гидравлике, и в нем же «купаются» тормозные механизмы АКПП. То есть в них и антифрикционные свойства должны быть не «чем больше – тем лучше», а строго нормированными.
Так что выбирать трансмиссионное масло нужно отнюдь не только по критериям «жидкое-густое» или «синтетика-минералка». И мы традиционно начинаем разбираться с тем, что сейчас лежит на прилавках автомагазинов. Для механических коробок передач мы для справедливости сравнения возьмем масла одного класса вязкости – SAE 75W-90, который можно считать наиболее универсальным по применимости. Более того, такие масла вполне работоспособны и в коробках передач, где предписано использование маловязких масел SAE 75W-80 (например, трансмиссии легковых Renault): не будем забывать, что снижают высокотемпературную вязкость масел в первую очередь в угоду экологам, гонясь за процентами снижения расхода горючего, в то время как сами трансмиссии зачастую остаются конструктивно неизменными еще со времен массового применения «девяностого» масла.
Рейтинг лучших трансмиссионных масел
Категория |
Место |
Наименование |
Рейтинг |
Цена |
Лучшие трансмиссионные масла API GL-4
|
1 |
Castrol Syntrans Multivehicle 75W-90
|
9.9 / 10
|
848
|
2 |
MOBIL Mobilube 1 SHC 75W-90
|
9.8 / 10
|
854
|
Лучшие трансмиссионные масла API GL-5
|
1 |
LIQUI MOLY Vollsynthetisches Getriebeoil GL-5 75W-90
|
9.7 / 10
|
1 330
|
2 |
ЛУКОЙЛ ТМ-5 75W-90
|
9.5 / 10
|
375
|
Лучшие трансмиссионные масла API GL-4/5
|
1 |
Motul GEAR 300 75W-90
|
9.7 / 10
|
1 400
|
2 |
Castrol Syntrax Universal Plus 75W-90
|
9.6 / 10
|
930
|
3 |
SHELL Spirax S5 ATE 75W-90
|
9.5 / 10
|
931
|
4 |
LIQUI MOLY Hochleistungs-Getriebeoil 75W-90
|
9.0 / 10
|
1 240
|
Лучшие масла ATF
|
1 |
TOTAL Fluide XLD FE
|
9.9 / 10
|
583
|
2 |
Castrol Transmax Dexron VI Mercon LV
|
9.8 / 10
|
670
|
Лучшие трансмиссионные масла API GL-4
Castrol Syntrans Multivehicle 75W-90
Цена: 848 ₽
(1 л)
Среднестатистическому автовладельцу понятия наподобие «нагрузка сваривания» или «индекс вязкости» – как китайская грамота. А вот то, как ведет себя трансмиссионное масло на холоде, прочувствовать может каждый, и линейка синтетических масел Syntrans недаром традиционно выходит в лидеры тестов именно по реальным низкотемпературным свойствам. Масло, получившее допуски Ford WSD-M2C200-C и MB-Approval 235.72, имеет очень низкую температуру застывания, что позволяет однозначно рекомендовать его для северных регионов. При этом масло одновременно имеет и отличный пакет противоизносных и противозадирных присадок, а добиться их баланса не так легко: дело в том, что противоизносные присадки работают в масляном слое, а противозадирным, наоборот, нужен уже переход практически в сухое трение при продавливании этой самой пленки. Конечно, есть в продаже масла, способные по каким-то характеристикам обойти Castrol (будут «жиже» зимой или гуще при высоких температурах, будут лучше защищать от износа при критической нагрузке и так далее), но по совокупности свойств именно Castrol мы, пожалуй, отдадим первое место в рейтинге лучших трансмиссионных масел.
Основные плюсы:
- Очень низкая температура застывания
- Хорошие противоизносные и противозадирные свойства
- Легкость переключения передач
Минусы:
- Высокотемпературная вязкость на нижней границе заявленного класса по SAE – при большом пробеге, на жаре, при высоких нагрузках на трансмиссию уровень шума может увеличиться по сравнению с более густыми маслами
|

9.9 / 10
Зимой никаких проблем, коробку на нейтрали не ведет, скорости включаются четко.
|
|
MOBIL Mobilube 1 SHC 75W-90
Цена: 854 ₽
(1 л)
Начнем с трибологии – или, простыми словами, с защитных свойств масла. Тут оно идет голова в голову с Castrol, а по индексу задира уже приближается к Motul Gear 300, попавшему из-за «двойной» сертификации в другой раздел рейтинга лучших трансмиссионных масел. Так что с учетом практически одинаковой цены в плане защиты коробки от износа оба масла можно считать равными конкурентами.
А вот вязкость у этих масел различается прилично – она у Mobil заметно ниже в диапазоне, который можно условно считать «рабочим», выравниваются они уже только при условном «экстриме». Уже на свежем масле шумность коробки передач может быть ощутимо разной при сравнении двух масел «лоб в лоб», а по мере старения масла (которое «ходит» годами, как ни крути) разрыв неизбежно увеличится, тем более что и зазоры в зацеплении шестерен и в подшипниках будут расти за это время. Низкотемпературные же свойства у Mobil ведут себя похоже, просто «отзеркаленно» – чем холоднее, тем более близка вязкость у обоих масел, хотя у Mobil она изначально ниже. В результате и по температуре застывания Castrol побеждает. Собирая «все в кучу» и учитывая одинаковый порядок цен, мы дадим Mobil второе место – но с минимальным разрывом в баллах.
Основные плюсы:
- Отличная защита от износа и повреждения при критических нагрузках
- Быстрое распространение по парам трения после начала движения до полного прогрева
- Четкость работы синхронизаторов
Минусы:
- Высокотемпературная вязкость маловата для этого класса, хотя и в пределах стандарта
|
9.8 / 10
По сравнению с заводским «Эльфом» 75W-80 коробка стала тише, а переключается не хуже. Зимой тоже все нормально.
|
|
Лучшие трансмиссионные масла API GL-5
LIQUI MOLY Vollsynthetisches Getriebeoil GL-5 75W-90
Цена: 1 330 ₽
(1 л)
Надпись «универсальное» на этикетке оставим на совести маркетологов: трансмиссионное масло, сертифицированное только по GL-5, в синхронизированные коробки передач лить не стоит. Зато, судя по наличию соответствия армейскому стандарту MIL-L 2105 C/2105 D, очень даже можно заливать в дифференциалы повышенного трения. Масло достаточно вязкое при высоких температурах и имеет к тому же отличные низкотемпературные свойства – даже одна только заявленная температура застывания в -60 градусов чего стоит.
Так что для высоконагруженных мостов, особенно часто эксплуатируемых при низких температурах (не зря же здесь появилась «натовская» сертификация), это масло мы рекомендовать можем однозначно – ну, а с высокой ценой неизбежно придется примириться. Отдельный плюс – подчеркнутая производителем возможность использования после минеральных масел без промывки редуктора.
Основные плюсы:
- Отличные низкотемпературные свойства
- Высокая степень защиты от износа
Минусы:
|
9.7 / 10
Использую в обоих мостах, на оффроуде машине достается прилично – но именно по работе масла нареканий нет.
|
|
ЛУКОЙЛ ТМ-5 75W-90
Цена: 375 ₽
(1 л)
А вот внезапно и настоящее «антикризисное предложение». Казалось бы, что может быть интересного в недорогой отечественной полусинтетике (которая, тем не менее, соответствует «вражескому» военному стандарту MIL-L-2105D)? А вот лабораторный анализ действительно приятно удивляет. Во-первых, в основе масла обнаруживается гидрокрекинговая «база», которую часто и весьма именитые производители любят называть «синтетикой» (хотя формально продукт переработки нефти действительно скорее «полусинтетика»), к тому же с явными добавками эстеров.
Во-вторых, у масла отличные противозадирные свойства (серы не пожалели), да и противоизносных присадок на основе фосфора у масла хватает. В результате мы получаем недорогое, но при этом прекрасно работающее трансмиссионное масло для гипоидных передач – разве что по низкотемпературным свойствам оно подкачало, застывая при -44 градусах. Но за эти деньги такая температура застывания и не лучшая стабильность вязкости для SAE 75W-90 простительны, зато и шуметь мосты будут меньше – а, если учесть, что недорогие масла часто покупают как раз для машин с пробегом, и вязкость «в тему».
Основные плюсы:
- Доступная цена
- Высокие защитные свойства
Минусы:
- Вязкость при низких температурах высоковата
|
9.5 / 10
Не знаю, что было залито до меня, но мост реально начал меньше выть.
|
|
Лучшие трансмиссионные масла API GL-4/5
Motul GEAR 300 75W-90
Цена: 1 400 ₽
(1 л)
Motul тут в своем амплуа: традиционно дороговато и с «выпячиванием» одних характеристик с некоторыми жертвами в других. Конкретно у этого масла великолепный комплекс защитных свойств, чего и ждешь от GL-4/5: и по критической нагрузке (то есть той, при которой на испытательном стенде происходит разрушение масляной пленки), и по индексу задира и нагрузке сваривания Motul Gear 300 можно определенно назвать одним из лучших в своем классе. То есть, если Вы свою машину эксплуатируете в жестком режиме (высокие скорости, офф-роуд, частая езда с прицепом и так далее), то присмотреться к нему смысл определенно есть – конечно, если машину не планируется продать через год-два. Кстати, масло заодно соответствует и «армейскому» стандарту MIL-L-2105D.
Однако вязкость при высоких температурах у этого масла откровенно мала для своего класса SAE (что для эстерового масла необычно). Следовательно, и механические шумы у коробки передач высокими, особенно на задней скорости, которая часто делается прямозубой. Низкотемпературная вязкость тоже ниже – зимой это в плюс. Для нового автомобиля, эксплуатируемого часто, не в лучших условиях и преимущественно на холоде, такая покупка может быть интересной, но на жаре уже возможны подтекания сальников (особенно если им уже не первый год), а лить на асфальт недешевое масло не хочется. Однако же это масло по защите трансмиссии действительно обходит большинство конкурентов, как с заявленным классом качества GL-4, так и с GL-4/5, так что в рамках этого раздела рейтинга мы ему отдаем первое место: трансмиссионное масло Motul действительно можно назвать «четыре-пятым».
Основные плюсы:
- Отличные вязкостные свойства на холоде
- Очень хорошая защита трансмиссии от износа
Минусы:
- Низкая для SAE 75W-90 высокотемпературная вязкость
- Высокая цена
|
9.7 / 10
Зимой ведет себя отлично, летом заметны отпотевания, но в пределах разумного.
|
|
Castrol Syntrax Universal Plus 75W-90
Цена: 930 ₽
(1 л)
Помните, что мы писали чуть выше о дисбалансе противоизносных и противозадирных характеристик, говоря о Castrol Syntrans Multivehicle? Вот как раз у Syntrax Universal Plus он и заметен, что неудивительно: масло сертифицировалось как соответствующее одновременно требованиям и GL-4, и GL-5, соответственно, ему нужно было иметь и высокие противозадирные свойства, но при этом и обходиться без присадок, несовместимых с цветными металлами (из-за которых масла GL-5 и несовместимы с большинством синхронизированных коробок передач). В результате у масла вышел ощутимый перекос в сторону защиты от высоких нагрузок – но вот при нормальных условиях степень защиты от износа у этого трансмиссионного масла не лучшая, если верить трибологическим испытаниям. Хотя по факту в этом ничего «криминального» нет – это не значит, что шестерни сотрутся сразу же, разница в реальной эксплуатации если и может быть заметна, то при очень больших пробегах. В конце концов, это масло смогло получить допуски MAN, ZF и Eaton (причем последний – для интервала замены в 300000 км).
Низкотемпературные свойства у масла отличные: масло на холоде густовато, но в пределах нормы, температура застывания – ниже положенных по стандарту -45 градусов. Высокотемпературная вязкость могла бы быть и больше – очевидно, некоторое снижение противоизносных свойств и вызвано как раз «жидковатостью» (соответственно, и снижением прочности масляной пленки).
Основные плюсы:
- Высокие противозадирные свойства
- Длительный срок службы
- Хорошие низкотемпературные свойства
Минусы:
- Некоторый «недобор» по вязкости при повышенных температурах
|
9.6 / 10
Как залил, так и езжу – не течет, все переключается и зимой, и летом, что еще хотеть?
|
|
SHELL Spirax S5 ATE 75W-90
Цена: 931 ₽
(1 л)
Продолжает наш рейтинг трансмиссионное масло SHELL Spirax S5 ATE 75W-90. Громких заявлений у производителя хватает: оно и «премиальное», и «для спортивных автомобилей» (есть даже допуск Ferrari). Но и здесь стремление «сесть на два стула», то есть вписаться одновременно и в GL-4, и в GL-5, вышло не лучшим образом по факту.
По трибологическим характеристикам у масла тот же перекос в сторону экстремальных нагрузок, что и у Castrol (но по индексу задира и нагрузке сваривания Castrol все-таки несколько лучше), и ожидаемо потеря в противозадирных свойствах дала небольшой выигрыш по диаметру пятна износа в сравнении с тем же «Кастролом». Но это все в пределах «плюс-минус», по факту масла мы можем в плане защиты коробки передач назвать идентичными.
Высокотемпературная вязкость в диапазоне от 40 до 100 градусов у «Шелла» еще ниже, чем у «Кастрола», выравниваются они уже при 120-150 градусах – для высокооборотных трансмиссий и с точки зрения экономии топлива это лучше, но и риск подтекания выше, и уровень шумов тоже. Соответственно «жиже» масло и при низких температурах, температура застывания же у обоих масел сопоставима. Для «среднего» автовладельца, пожалуй, Castrol все-таки будет интереснее, Shell же, действительно, оставим любителям «погонять» – хотя им уже есть смысл потратить деньги на такой же «жидкий» Motul Gear 300, который по защитным свойствам лучше.
Основные плюсы:
- Снижение расхода топлива
- Быстро распределяется по коробке передач после запуска, хорошо проникает в зазоры
Минусы:
- Шумность изношенных (или изначально имеющих повышенные зазоры в зацеплении) трансмиссий
|
9.5 / 10
Предпочел маловязкое трансмиссионное масло с учетом стиля вождения – опять-таки, и зимой коробке полегче.
|
|
LIQUI MOLY Hochleistungs-Getriebeoil 75W-90
Цена: 1 240 ₽
(1 л)
«Высокопроизводительное» (ох уж эти маркетологи) трансмиссионное масло от Liqui Moly, успевшее обзавестись допусками ZF, Ford и VW, стоит дороговато – и что нам предлагают за эти деньги? В первую очередь отметим, что в положенный порог температуры застывания в -45 градусов масло по испытаниям укладывается без проблем, заявлены и вовсе -60. По вязкости при низких температурах в контрольных точках (-30, -20, -10, 0 градусов) масло в целом сопоставимо с «Шеллом» – а вот при плюсовых температурах даже более жидкое, фактически на уровне «Мотюля». Но вот сравниться по защитным свойствам не то что с «Мотюлем», а и с прочими участниками рейтинга оно не может – ниже и индекс задира, и нагрузка сваривания. А ведь стоит Liqui Moly немногим менее, чем более удачный Motul: в итоге любитель «погонять» предпочтет добавить пару сотен за литр, а любитель сэкономить выберет более доступные масла, которые защитят трансмиссию ничуть не хуже. По результату трансмиссионное масло получается хоть и интересным в чем-то, но совершенно не привлекающим на фоне конкурентов, с какой точки зрения ни смотри.
Основные плюсы:
- Очень хорошие низкотемпературные свойства
- Экономия топлива
Минусы:
- При высокой цене – ничем не выделяющиеся защитные свойства
|
9.0 / 10
Моторные масла использую этой же марки, так что и в коробку решил залить. Вполне нравится.
|
|
Лучшие масла ATF
TOTAL Fluide XLD FE
Цена: 583 ₽
(1 л)
На рынке «неоригинальных» масел ATF хорошо видно разделение на «европейские» (то есть имеющие допуски европейских производителей автоматических коробок, в первую очередь ZF) и «азиатские» (с допусками японских и корейских компаний). А вот французы выпустили на рынок универсальное масло, перечень допусков у которого подобен кителю Брежнева – оно может использоваться в автомобилях японского, корейского, европейского и американского производства. Низкая температура застывания, приличный индекс вязкости (что означает меньшее ее изменение в широком диапазоне температур) – то, что маслу для автоматической коробки передач как раз и нужно. Более того, по температурно-вязкостной «вилке» Total – это вообще одно из лучших современных «мультимарочных» масел ATF.
Пакет присадок – на основе фосфора и бора, при этом их доля (как и содержание серы) в масле не так и высока – а это указывает на хорошее качество базового масла, которое не приходится «вытягивать» под нужные параметры присадками. Если к этому добавить еще и доступную цену, то неудивительно, что мы просто-таки обязаны отдать первое место Total.
Основные плюсы:
- Отличная стабильность вязкости
- Низкая коррозионная активность
Минусы:
- Для «универсального» ATF по сути отсутствуют
|
9.9 / 10
Использую вместо оригинального на «Тойоте» уже 30 тысяч км. Коробка работает безо всяких проблем – а вот на старом уже начинались рывки, хотя и пробежала не так много.
|
|
Castrol Transmax Dexron VI Mercon LV
Цена: 670 ₽
(1 л)
Второй представитель универсальных ATF в нашем рейтинге – от Castrol. Впрочем, допусков не от азиатских производителей у него всего два – от GM и Ford (те самые Dexron и Mercon), так что это все-таки больше «азиатское» масло. И оно, несмотря на более высокую цену, проигрывает Total по стабильности вязкости – а вот это автоматическая трансмиссия при морозах и больших нагрузках на жаре вполне даст почувствовать. Особенно с учетом того, что измеренная при независимых испытаниях температура застывания в -39 градусов при заявленных производителем -54 выглядит не очень приятно. Если бы мы говорили о масле конкретно для «японцев», свои плюсы бы у Castrol были бы – но, раз уж мы выбрали именно универсальные масла, то за меньшие деньги Total выглядит куда «крепче».
Основные плюсы:
- Большой перечень допусков японских производителей
- Хорошая стойкость к вспениванию
Минусы:
- Не лучший индекс вязкости – соответственно, проигрыш Total на морозе и при повышенных температурах
|
9.8 / 10
Дешевле оригинала от Subaru, допуск нужный есть, работает по ощущению не хуже – тогда зачем переплачивать?
|
|
Какое трансмиссионное масло лучше выбрать?
Для механических коробок передач и ведущих мостов все, в принципе, просто и оговорено общепринятым стандартом API:
Синхронизированные МКПП, в том числе совмещенные с дифференциалом на переднеприводных автомобилях, должны использовать масла класса GL-4.
Для гипоидных редукторов, где нагрузки в пятне контакта значительно выше, нужны специализированные масла с более высокими противозадирными свойствами – GL-5. В то же время коррозионная активность у таких масел выше, чем у GL-4, из-за чего их прямо запрещено использовать в синхронизированных коробках передач, где установлены бронзовые синхронизаторы.
В принципе, этим можно было бы и ограничиться: в коробку передач льем одно специализированное масло, в мост – другое. Но, естественно, появились и универсальные масла, которые обозначают то GL-4+, то GL-4/5, то GL-4/GL-5, а Liqui Moly и вовсе GL-4+ (GL-4/GL-5). По факту такие масла остаются обычными маслами типа GL-4, но с теоретически лучшей защитой при повышенных нагрузках, что позволяет их использовать и в мостах, и в коробках передач. Однако реальные испытания неоднократно показывали, что «универсальные» масла могут по основным трибологическим характеристикам ничем не выделяться на фоне «чистых» GL-4 – в нашем сегодняшнем рейтинге, как Вы видите, оторваться от общего ряда по защите шестерен при высоких нагрузках смог только Motul.
Что же до масел АКПП, то тут все сложно: единой стандартизации как не было, так и нет (даже распространенная классификация Dexron – это, по сути, допуски General Motors), так что совет будет один – или использовать «фирменное», или неоригинальное масло с конкретным допуском (обязательно указываемым в инструкции по эксплуатации автомобиля). Особенно это касается азиатских автомобилей, у которых требования трансмиссий к маслу достаточно специфические, и вдвойне – тех автомобилей, где вместо классической «гидромеханики» стоит вариатор.
В нашем рейтинге мы привели лучшие на сегодняшний день трансмиссионные масла. Найдите среди них своё. Удачных покупок!